Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Разговоры о фотографии, а не о фотоаппаратуре!
СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Сб июн 25, 2011 10:07 am

Напишу тут про обработку, потом Андрей перенесет куда надо.

Опишу процесс рав-конвертирования на примере ACR(лайтрума). Описывать буду по следующему плану: начальное значение данного ползунка которое вы должны установить, нафига он нужен(что меняется при его перемещении), и как с этим быть Общий подход к конвертированию будет описан после изучения основных необходимых крутилок. Излагать буду довольно просто, без претензий на точное соответсвие всякой научной штуке, главное чтобы было понятно.
Начинаем с самого верха. Первая вкладка ББ. Начальное значение "Как снято"
На этой вкладке есть два ползунка температура и оттенок с помощью них можно осуществлять коррекцию цвета по осям a и b в пространстве Lab.
Для тех кто не знает: цвет характеризуется своим тоном, насыщенностью и светлотой(яркостью). Если мы идем в строительный магазин и покупаем какой нить жидкий колер например красный, зеленый, синий и т.д мы выбираем цветовой тон. Купленный нами колер обладает максимальной насыщенностью, т.е желтый уже нельзя сделать желтее, красный краснее и т.д. теперь принесем наш колер домой, возьмем какую нить емкость и нальем туда смеси молока (меньшая часть) и воды(большая) Получим такую мутную, серую жидкость. Если в нашу серую жидкость добавлять колера, то мы последовательно получим разную насыщенность цвета. Т,е насыщенность это разбавление чистого тона серым цветом. На одном полюсе цвета нет, на другом он максимально интенсивный. про светлоту(яркость) поговорим чуть позже. Чтобы охарактеризовать цвет числами придумали немало способов, мы рассмотрим тот, который используется в данном случае. Возьмем циферблат часов и проведем две оси вертикальную от 12 часов к 6 и горизонтальную от 9 к 3. Точка пересечения осей является хроматически нейтральной точкой. Т.е цвета там нет, она серая, белая. черная. в зависимости от яркости. На 12 часах находится максимально насыщенный пурпурный тон. по мере приближения по оси к точке пересечения тон разбаляется серым, ослабевает и в месте пересечения становится полностью нейтральным. на 6 часах находится зеленый, на 9 синий на 3 желтый. Двигаясь по часовой стрелке от 12 к 3 цвет поменяется пурпурный, красный, оранжевый, желтый, далее к 6 лайм, зеленый, далее к 9 голубой, синий и к 12 фиолетовый и пурпурный. Круг замкнулся. Любому цвету соответствует какая нить точка внутри круга(пишу так для простоты объяснения) Отлично, пусть у нас на фотографии есть человек в серой футболке, но выглядит она не серой, а желто-зеленой(типичный пример съемки с люминисцентными лампами, даже установка на камере бб вручную может не помочь - лампы они больно разные). Серый цвет у нас в середине нашего "циферблата" а желто-эеленый находится где-то в секторе ограниченным пересечением осей, тремя и шестью часами, в нашем случае скорее всего по направлению на 4 часа. Значит возвращаем футболке "правильный" цвет. Беремся за точку где она находится и двигаем на место где должна быть, но двигать мы можем только вдоль осей: горизонтальной от синего к желтому(температура) и вертикальной от зеленого к пурпурному(оттенок), значит сначала точку двигаем влево в сторону синего цвета, а затем вверх в сторону пурпурного цвета на ее законное место.
При таком смещении ползунков сдвинутся все точки, как если вы выделите в папке все файлы и начнете их перемещать мышой. Данный инструмент влияет на все изображении сразу.
Засада!!!! при выставлении бб данными ползунками нужно ориентироваться на объекты находящиеся в средних тонах, не в коем случаее не в тенях или светах.
Почему? Мы когда обсуждали цвет поговорили про тон, насыщенность, а светлоту(яркость) оставили на потом. Я детям показывал такой опыт. В достаточно затемненной комнате, на фонарь с лампой, мощность свечения которой можно регулировать, одевал цветной светофильтр, попросту говоря достаточно плотное цветное стекло. У меня было красное. Если лампа выключена все видят черное стекло, по мере увеличения интенсивности свечения оно визуально становится темно красным, светло красным и наконец белым, что наглядно показывает зависимость восприятия цвета от его светлоты(яркости) Поэтому во избежании ошибок ББ по средним тонам :wink:

Следующий ползунок "Экспозиция". начальное значение "0"
данная крутилка двигает правый край гистограммы, т.е выставляет точку белого. черноту практически не трогает. Задача задвинуть гистограмму до края, посматривать на индикатор пересветов. Пересветы необходимы в местах где есть нужные блики, например игра солнечных лучей на водной ряби и т.п. Ярко окрашенные поверхности могут иметь пересветы в одном или в крайнем случае двух каналах. Например красная или оранжевая в красном канале(смотреть на гистограмму). Наконец в пересвет можно сознательно провалить незначимы детали, чтобы более качественно обработать значимые в тенях.
Распространенное мнение, что мол пересветы вообще не допустимы чушь, и глупость./b] Однако надо знать меру, и с ними(пересветами) лучше недоусердствовать :) чем наоборот. Но блики(нужные) надо проваливать почти всегда!!!!

Ползунок "Восстановление" начальное значение "0"
притеняет света, пытается вытянуть детали из пересвеченных мест, снижает общий контраст изображения. Без нужды не крутим. см. ниже.

Ползунок "Заполняющий свет" начальное значение "0"
осветляет тени, снижает общий контраст, при черезмерном использовании может вытянуть из теней шум. Без нужды не крутим. см. ниже

Ползунок "Черные тона" начальное значение "0"
выставляет точку черного, двигая левый край гистограммы, света трогает мало.
Установить так, чтобы хотя бы минимальные "провалы" присутствовали

Ползунок "яркость" начальное значение "0"
увеличивает яркость изображения, действует нелинейно, средние тона осветляет сильнее чем тени и света, т.е точки черного и белого не трогает.

Ползунок "контраст" начальное значение "0"
повышает контраст изображения применяя к нему S-образную кривую. Пользоваться с осторожностью, когда надо чутка, либо быстро. На вкладке кривые можно сделать то же но гораздо лучше(больше возможностей)

Остальные "крутилки" пока не трогаем, пусть стоят по нулям.

Теперь порядок работы:
Открываем картинку, ББ "как снято", остальное нули.
1.Двигаем ползунок "Экспозиция" до появления пересветов и возвращаем чутка назад,
2.Двигаем ползунок "Черные тона" до появления провалов в тенях
3.Если изображение получилось слишком темное, двигаем ползунок "Яркость". Может случится так, что яркость до конца не поможет: еще достаточно темно, а дальнейшее увеличение яркости приводит к пересветам, тогда придется двигать "Заполняющий свет" или "Восстановление" усердствовать в этом не стоит. Большое значение этих параметров как правило говорит о том, что где-то в другом месте накосячено.
Вылизывать картинку на данном этапе не надо, все выставляется приблизительно.
4. выставляем ББ. Если он изначально был кривой, то гистограмма у нас уедет, могут появиться пересветы и т.п. Поэтому точно выставлять ничего и не требуется сначала, всерано поправлять. А почему не выставить ББ сразу?(ответы приветствуются)
5. Поправляем косяки ели они вылезли повторяя пункты 1-3.

Эти этапы применяются при обработке любого изображения. Полученный результат позволяет оценить снимок и наметить пути дальнейшего улучшения, или отправить изображение в корзину. Дальше снимок буде обрабатываться по разному в соответствии с с замыслом и типом изображения(понятно, что портрет требует несколько иного подхода нежели архитектура). Более того опытные фотографы сразу видоизменяют первые этапы с учетом последующей тематической обработки. Но начинать надо с азов.
Писал я довольно долго, читать вы тоже будите не мало, а для выполнения описанных действий потребуется десяток секунд, естественно при наличии опыта, вот его то и стоит нарабатывать.

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Вс июн 26, 2011 3:55 pm

теперь закрепим изученное практически. Есть не идеальная равка, задача получить красивую "открытку"
Открываем в лайтруме. ББ "как снято", остальное нули
capture_06262011_163355.jpg
capture_06262011_163355.jpg (96.34 КБ) 10261 просмотр
Выставляем точки белого ползунком Экспозиция и черного ползунком Черные тона
capture_06262011_164903.jpg
capture_06262011_164903.jpg (90.43 КБ) 10261 просмотр
Увеличиваем яркость ориентируясь по лицу. Яркость лица в данном случае сделаем в районе 70-80 по L в Lab(мы хотим получить "открытку", для других задач возможны вариации)
capture_06262011_163639.jpg
capture_06262011_163639.jpg (115.33 КБ) 10261 просмотр

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Вс июн 26, 2011 4:20 pm

Дальше делаем ББ. тоже ориентируемся по лицу. Я остановился на таком
capture_06262011_170133.jpg
capture_06262011_170133.jpg (111.45 КБ) 10259 просмотров
Обратите внимание на использование ручек Температура и Оттенок для придания лицу более-менее подобающего цвета, т.е в некоторой степени увеличения насыщенности (обращаю внимание, что у меня цвет может быть кривоватым, с завалом в желтизну - телевизор в роли монитора)
Ну и немного подправим точки черного/белого
А также кривой цвет :) в данном случае в рамках "открытки" мне понравился такой, хотя если бы фота шла в дальнейшую обработку я бы оставил первый вариант
capture_06272011_073425.jpg
capture_06272011_073425.jpg (111.63 КБ) 10213 просмотров
Получилась вполне удовлетворительная "открытка", при этом двигали всего 5 ползунков, правда тут бросается в глаза явный косяк - сильно пересвеченные волосы. Что несомненно требует исправления. И в лайтруме для этого есть все необходимое. Но об этом в следующий раз.
Последний раз редактировалось СтС Пн июн 27, 2011 6:54 am, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
agasfer
Фотохудожник
Сообщения: 2673
Зарегистрирован: Вт авг 28, 2007 2:35 pm
Откуда: Latvia, Riga
Контактная информация:

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение agasfer » Вс июн 26, 2011 4:46 pm

Не, с ББ перебор. слишком в желтизну провалилась картинка.

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Вс июн 26, 2011 5:00 pm

Завтра подправлю за нормальным монитором

Аватара пользователя
Dark_Reaper
Ветеран форума
Сообщения: 1255
Зарегистрирован: Ср май 27, 2009 3:13 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение Dark_Reaper » Вс июн 26, 2011 7:49 pm

http://svetlayakomnata.ru/ - здесь есть почти тоже самое в видеоуроках.
Уроки продублированы текстом с описанием.
Последний раз редактировалось Dark_Reaper Пн июн 27, 2011 4:22 pm, всего редактировалось 1 раз.
Я веду интеллектуальные споры, выстраиваю логические цепочки, аргументирую, и всё лишь потому, что не могу сразу засадить с ноги в челюсть!

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Пн июн 27, 2011 7:13 am

Продолжим "мучать" данное изображение Если в прошлый раз получали "откытку" то сейчас получим что нить более классическое. Лицо помещаем в район L 50-60. Нужной яркости, и уровня контраста добиваемся всего двумя ползунками(ББ не в счет)
capture_06272011_080611.jpg
capture_06272011_080611.jpg (110.93 КБ) 10221 просмотр
Черного там можно и поболе задвинуть, но я оставил запас на повышение резкости, четкости и т.д.

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Пн июн 27, 2011 4:29 pm

Есть изображение:
capture_06272011_170836.jpg
capture_06272011_170836.jpg (125.32 КБ) 10202 просмотра
Ну тут все просто: добавим яркости, контраста, черного чуток и получим типа такого:
(я тут схитрил, и тупо нажал "Автоматически")
capture_06272011_171739.jpg
capture_06272011_171739.jpg (137.59 КБ) 10202 просмотра
Ну или можно чутка позаморачиваться:
capture_06272011_172536.jpg
capture_06272011_172536.jpg (139.84 КБ) 10202 просмотра
Некоторые скажут, что лучше первая картинка, некоторым может понравится вторая.
Однако тут все однозначно: первую в корзину :wink:

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Пн июн 27, 2011 4:36 pm

100% кроп
Первая цвета практически выбиты :(
capture_06272011_173036.jpg
capture_06272011_173036.jpg (121.68 КБ) 10202 просмотра
Ну а тут на месте :)
capture_06272011_172957.jpg
capture_06272011_172957.jpg (123.87 КБ) 10202 просмотра
Т.е фото обработанное вторым способом подходит для дальнейшей обработки, хоть в ФШ, хоть тут же в лайтруме гораздо в большей степени

Аватара пользователя
Dark_Reaper
Ветеран форума
Сообщения: 1255
Зарегистрирован: Ср май 27, 2009 3:13 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение Dark_Reaper » Пн июн 27, 2011 7:32 pm

Стоит добавить, что с fill light - заполняющим светом стоит быть нааамного аккуратней. И такие выкручивания типа +90 возможны только на низком исо.
С исходниками на 18 пикс матрицах запросто может вылететь бешеный вертикальный бандинг в тенях даже на 200 исо чуть больше стопа по теням и запросто лезет бандинг.
С другой стороны, на том же 7д замер и промахивается очень мало.
Я веду интеллектуальные споры, выстраиваю логические цепочки, аргументирую, и всё лишь потому, что не могу сразу засадить с ноги в челюсть!

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Пн июн 27, 2011 9:34 pm

Dark_Reaper писал(а):Стоит добавить, что с fill light - заполняющим светом стоит быть нааамного аккуратней. И такие выкручивания типа +90 возможны только на низком исо.
Это неверно, дело не в исо :wink:
А вам, если интересно конечно, советую подумать почему наряду с заполнением в 90 стоит черный 73 тогда и будет понятно почему в данном случае бяки не полезут.

Если бы стояла задача обработать это фото не в лайтруме, а по человечески, т.е в ФШ, то такие извращения были бы не нужны, можно было бы обойтись кривыми Однако в лайтруме нет поканальных кривых, а использовать мастер-кривую не всегда есть гуд(за подробностями к упомянутому выше господину Маргулису) да и сам инструмент больше на игрушечный похож :lumix:

Аватара пользователя
agasfer
Фотохудожник
Сообщения: 2673
Зарегистрирован: Вт авг 28, 2007 2:35 pm
Откуда: Latvia, Riga
Контактная информация:

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение agasfer » Пн июн 27, 2011 9:49 pm

Трюк с поднятием fill light + blacks использую очень часто, почти на всех фото (конечно с разными числовыми значениями, но редко больше 50-70)
Интересно, что при этом растет и цветовая насыщенность фото, поэтому нередко приходится снижать saturation/vibrance

Аватара пользователя
Dark_Reaper
Ветеран форума
Сообщения: 1255
Зарегистрирован: Ср май 27, 2009 3:13 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение Dark_Reaper » Пн июн 27, 2011 10:42 pm

Очень интересно, про одновременное поднятие филл лайт и черного.
Нигде пока не встречал.
Про кривые как раз сегодня одолел, более менее разобрался в второй главке. Начал с третьей, надо будет завтра еще вторую закрепить.
Я веду интеллектуальные споры, выстраиваю логические цепочки, аргументирую, и всё лишь потому, что не могу сразу засадить с ноги в челюсть!

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Вт июн 28, 2011 11:18 am

agasfer писал(а): Интересно, что при этом растет и цветовая насыщенность фото
Дык в этом и есть вся соль :) Только не надо всегда трогать эти ручки :wink:
Их назначение тянуть области которые находятся между тенями и средними тонами.
Типичное применение этого приема вот такие сюжеты:
capture_06282011_105623.jpg
capture_06282011_105623.jpg (125.91 КБ) 10153 просмотра
по идее надо юзать пыху или еще чем подсвечивать, но не сложилось поэтому правим.
Эмпирическое правило: "хорошие" (сочные, насыщенные и т.д) цвета "живут" в диапазоне яркости L 20-70 (примерно конечно) В остальной половине(а именно исходя из этого я и выбрал конкретные цифры - для удобства запоминания: ровно половина) цвет или затеняется или осветляется и теряет свою "сочность" В данном случае я хочу сохранить "сочные" цвета в светлых местах изображения(правая часть гистограммы) для этого я не должен делать их светлее они уже и так очень близко к границе где "живет" цвет, однако человека из тени надо извлекать. Что мы для этого имеем. Ползунок Экспозиция осветлить может, но в первую очередь затронет света( правую часть гистограмыы) притом настолько, что персветы полезут неслабые, нам это не подходит. ползунок Яркость осветляет средние тона, т.е максимально воздействует на центр гистограммы, и в меньшей степени на области полутеней и света. Если вы посмотрите область фона подобного изображения при 100% и подвигаете яркость, то визуально увидите как начинает "убиваться" цвет. Поэтому нужно выставить такое значение чтобы минимально тронуть цвет(если он конечно важен) не редкость, когда вообще приходится оставить 0, как например в этом случае. Остается последний ползунок который умеет осветлять - заполняющий свет. Двигаем, смотрим на затемненные участки, наша задача поднять их на необходимый уровень яркости. Для светлых частей лиц(значимых, не бликов которые потом все равно править), делать сильно больше L 80 нужно редко. Достигнув необходимой яркости, поднимите еще чутка. После такой манипуляции изображение стало неприглядным. Вернем ему подобающий вид двинув ползунок Черные тона до появления провалов(см. индикатор), заодно и прибавка "съестся"
capture_06282011_113607.jpg
capture_06282011_113607.jpg (141.65 КБ) 10153 просмотра
Если внимательно посмотреть на гистограммы, то будет видно, что правую часть мы всерано немного затронули. Можно было сделать заполнение поменьше, а яркости чутка добавить. На некоторых изображениях разница будет видна из за другого распределения контраста, тут пофиг. тогда зачем крутить три ползунка, когда можно два :wink:

Однако бесплатно ничего не обходится :) таким макаром мы не только сохранили цвета в светлой части, но и вытянули их из тени, а там они довольно отвратные, в данном случае будет присутствовать желто-зеленый паразитный оттенок(рефлексы от листвы) и располагаться он будет неравномерно Поэтому вполне возможна ситуация, когда единого бб к изображению подобрать не удастся. Ситуация достаточно просто лечится в ФШ(открываем равку как смарт-объект, тени пока не тянем, сохраняем маску по яркости или по какому нить из каналов в зависимости от изображения, обрабатываем тени в равке, применяем бб в ФШ с использованием сохраненной маски) Однако ежели вам не нужны такие заморчи(или вы пока не готовы к таким "подвигам") не извлекайте цвет настолько сильно если он кривой.
И еще хочу обратить внимание, что таким образом мы получаем не готовые продукты, а полуфабрикаты для дальнейшей обработки, настолько мощную коррекцию обычно не применяют даже для полуфабрикатов, если только как этап для того, чтобы посмотреть, что же там в тенях есть и решить как должен будет выглядеть готовый снимок.
Если говорить про эту картинку, то тащить лицо к L 80 для нее не самая хорошая идея(читать: делать нельзя!!!)

СтС
Из бывших...
Сообщения: 2546
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 8:53 pm

Re: Lightroom. Обработка. Теория и практика.

Сообщение СтС » Вт июн 28, 2011 4:15 pm

Dark_Reaper писал(а): Про кривые как раз сегодня одолел, более менее разобрался в второй главке. Начал с третьей, надо будет завтра еще вторую закрепить.
Читая Маргулиса надо помнить две вещи
1. Маргулис "вырос" в эпоху господства цмика, а посему использует "перевернутые" кривые там где тени вверху справа. Вам использовать такое представление кривых не стоит, хотя бы по той причине, что в большинстве нынешних программ работающих с графикой принят обратный вид, и во многих программах его никоим образом нельзя изменить(по моему в лайтруме нельзя)
2. 99,9 фотолюбителям цмик никогда не понадобится, а те кто начитавшись Маргулиса попытается заняться коррекцией в цмике с высокой вероятностью хорошего результата не достигнут. Даже корректно перевести изображение в цмик не такая простая задача. Поэтому пассажи Маргулиса о цмике просто пропускайте, по крайней мере при первом прочтении, так в голове будет меньше каши.

И самое главное читать надо сидя за ФШ все упомянутые маргулисом цвета смотреть визуально, да и кривые удобно переворачивать не в голове а на экране, и запоминается это лучше.

Ответить