На главную страницу www.afanas.ru

Писта - техописание

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Писта > Техническое описание

Общая характеристика

Типично байдарочная речка, хорошая "тройка". Порогов достаточно и сложность их примерно одинакова (III). Скаутам и катамаранам там будет скучновато. Так, "основные" пороги Имисев и Талии мы (Егерь, Скаут, К-2) прошли сходу без просмотра даже по большой воде, приняв их за шиверы из-за неточности карты (о ней позже).

Предупреждение начинающим

Повторюсь, что это хорошая тройка, без натяжек. То, что не все пороги рекомендуется смотреть, не значит, что они слабые! Категории сложности я ставил исходя из двух факторов а)- сравнения с Кутсайоки-Тумчей и б)необходимости сложных маневров или технических приемов. На Писте, как правило, ничего такого не требуется - лопатишь по струе и все. Не нужно сравнивать эти категории с таковыми в старых бумажных турклубовских отчетах, где шиверы на Ваме-Водле все "пятерочными" обозначены...

Вообще уже давно наблюдается путаница с понятиями "сложности", "осмотра", "мощности" и "опасности". Многие пытаются все это свести к одному параметру "КС". На самом же деле все эти понятия РАЗНЫЕ, и далеко не всегда коррелируют. Плотина 6 на Охте абсолютно тривиальна, но осмотр необходим. Апрельская Полометь чрезвычайно опасна, но смотреть там нечего. Более того, каждую из названных характеристик порога можно, строго говоря разделить на несколько. К примеру, "опасность" - а) вероятность повреждения судна БЕЗ оверкиля; б) вероятность оверкиля; в) вероятность повреждения судна после оверкиля; г) вероятность повреждения экипажа после оверкиля. И многое из этого еще зависит от типа судна... Поэтому в понятие КС каждый пишущий вкладывает что-то свое - кто техничность, кто мощность, кто опасность и т.д.

Короче, выводы: даже если ниже в лоции написано "IIкс без осмотра", это не значит, что туда нужно идти без каски, спасжилета, на непролеенном Таймене без опыта и т.д. и т.п. Пороги мощные, и требуют уважения и внимания.

Заброска-выброска

Забрасываться надо на разрушенный мост ниже оз. Кимасъярви. Пресловутая "поляна фермера" закрыта шлагбаумом и перекопана огородами, к тому же экономится обнос этого самого моста. Место для стапеля у моста хорошее (прямо на дороге, но чуть выше по течению даже есть неплохое место для стоянки, от дороги туда ведёт тропинка). Добираться туда из Лоухов больше трех часов. Советую заказать к поезду Ершова Сергея по тел. 2-11-56 в Лоухах. Его знают все пограничники и проблем с пропусками не бывает даже без регистрации в Лоухах. С нас в 2000г. он взял 1600 рублей с восьми человек за два УАЗика с прицепом.

Примечание 2000: вместо Ершова может быть его сын, который, видимо, не очень освоился с местностью. По сообщению Леонида Зубарева Ершов-младший завез их не на то озеро. Берите с собой карту и поглядывайте. Надежнее забрасываться на разрушенный мост - там явно видно нормальную речку, течение и все такое. Спутать труднее.

Примечание 2001: вроде бы и сын освоился, и других знакомых Ершов успешно привлекает - в июне группе Тониса заброска встала 300р с носа

В 2001г на Писту стала возить и фирма "Welt - карельские путешествия". Положительный момент (рыболовы - ВНИМАНИЕ!!!): они могут делать КАЛЕВАЛЬСКУЮ лицензию (по обстоятельствам, число лицензий год от года может меняться) и привозить её вам в Лоухи к поезду. Писта почти вся относится к Калевальскому району, поэтому ни в Лоухах, ни в Софпороге вы при всём желании не сможете купить "правильную" лицензию. А рыбнадзор в турсезон похаживает..., штрафы - в сотнях и тысячах, с конфискацией.

Выброска удобнее всего с моста шоссейной дороги Калевала-Войница. Машин там ездит нестабильное количество - можно уехать быстро, а можно прождать и целый день(или целую ночь). Безденежным романтикам это (ожидание на мосту всю ночь) даже нравится. Те же у кого есть лишние 200-400руб с носа (в зависимости от размера группы) и нет желания топтаться на мосту а затем полночи торчать в Кеми до первого поезда(4утра) могут связаться с фирмой "Welt - карельские путешествия". Они встретят на мосту, привезут в Калевалу, отмоют в баньке, поселят в гостинице, а утром отвезут прямо к поезду в Кемь. Мы билеты на поезд брали заранее и поэтому сладко выспались в гостинице и приехали в Кемь к утреннему (10-17) поезду. И так уже два года - 2000 и 2001. Очень удобно. Тарифы лучше смотреть у них на сайте, т.к. они меняются с годами.

Лоция

Времена даются для Егеря/Скаута, так что Таймени и КНБ на плесах могут их корректировать в меньшую сторону.

(Добавление 2005г) ВНИМАНИЕ!!! На Писте, к сожалению, началось воровство. У московской группы на пороге "Межозёрный" украли ночью из лагеря лодку и продукты. Местные жители, двое, лет по 20, иногда представляются как рыбнадзор. По слухам ещё у одной группы пропало что-то серьёзное, чуть ли не "Скаут". Если мимо вас проплывают люди на резиновых лодках и тем более приходят в лагерь, представляясь рыбнадзором, будьте максимально бдительны! И вообще, соблюдайте меры предосторожности (не оставлять суда у воды и т.п.)

Обозначения

УВП - условное время осмотра и прохождения порога (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой).

ВПП - время от конца предыдущего препятствия если у последнего УВП>0 и от начала предыдущего препятствия если УВП=0

СВ - суммарное время от начала похода, включающее набежавшие от начала ВПП и УВП Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.

_СВ__ ВПП УВП Объект Описание, примечания
0-05 0-05 0-05 Порог "Сакал" (II). Чайникам можно посмотреть слева. Сходу по струе, избегая навала на правый берег на повороте. Мощные валы. Сразу за порогом - одинокий перекатик
0-15 0-05 0-30 Порог "Захар" (II-III). Желателен осмотр с "ключевого" острова. Сложная система островов. Проход справа от "ключевого" острова. Прямо у острова - бочка. Правее бочки - чистый слив, но выносит на мель. После ещё одной ступеньки (чистый сливчик) выносит в озерко - стоянка на мысу-развилке, идти ПРАВЕЕ мыса - левее протока глухая..
1-10 0-25 0-00 Слив, слева от островка. Перед сливом - микроперекат на выходе из озерка.
1-15 0-05 0-05 Порог "Змеиный" (II). Чайникам можно посмотреть слева. По струе
1-25 0-05 0-05 Порог "Соленый" (II). Чайникам можно посмотреть слева По струе
1-35 0-05 1-30 Падун (III - левая протока, II - правая). Просмотр обязателен. Вскоре после "Соленого" виден скальный лоб на ПБ - там есть стоянка. Напротив лба - болотистый вход в левую протоку, правая протока журчит вдали шиверкой. В правой протоке - косой вал и отлогая шивера. В левой - слив с бочкой, мощная выходная шивера. Перед сливом наваливает на правую скалу гораздо больше, чем кажется с берега. На выходе из шиверы (на левом повороте) держитесь левее - прижимает направо и сажает на обливняки.
3-35 0-30 0-00 2 моста, мелкая шиверка, маневры. Через 5 минут - начало оз. Шуванда.
4-05 0-30 0-00 Конец оз. Шуванда, 2 шиверы Через 10мин - начало разлива, еще через 25мин - конец разлива
4-45 0-40 0-00 Сужение реки, перекат, шивера. -
4-50 0-05 0-00 Мост, порожек. Сразу за мостом перекат, за ним порожек в двух протоках, в левой интереснее (с поворотом). Сходу по струе. Через 5 мин - оз. Мандуярви.
5-35 0-45 0-30 Порог Межозерный (II-III). Осмотр с левого острова. Проход центральной протокой. Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Если идти озеро у ПБ, видно бурлячку и шум только правой протоки. Там мелкая неинтересная шиверка, поэтому лучше сразу идти искать за кустами центральную протоку и чалиться к ее левому берегу. На входе слив, затем очень мощная шивера. Перед сливом наваливает направо на камень. Порог выходит в оз. Хирвасъярви. В нём лучше не заплывать в глубокие заливы у ПБ (они глухие), а плыть у островов(полуостровов).
6-35 0-30 0-00 Выход из оз. Хирвасъярви, пара шиверок. Через 10 мин. - пара перекатов, второй - с поворотом
6-55 0-20 0-00 Шиверка, мост Под мостом - перекат
7-10 0-15 0-15 Шиверы Сначала простая, затем с левого скального берега начинаются мощные. Солидные валы. Сходу. Через 5 мин после окончания - оз. Вихельтаярви. Вдоль правого берега, исток сразу не виден - искать его нужно за болотной травой, не уходя от правого берега.
7-45 0-20 0-00 Выход из оз. Вихельтаярви -
8-45 1-00 0-00 Оз. Пистаярви Между Вихельтаярви и Пистаярви - несколько шивер, сходу. Валы.
11-15 2-30 0-00 Порог "Лужма" на выходе из озера. Валы, сходу. По озеру Пистаярви идти на ЮГ по компасу, острова не совсем совпадают с картой. На ПБ у выхода из озера есть стоянка.
11-30 0-15 0-15 Порог "Семиповоротный" Валы, камни, сходу по струе. Осмотр и страховка с берега малопродуктивны. Разумен проход парами - со взаимостраховкой с воды.
11-50 0-05 0-00 Порог "Одинокое дерево" Проход справа (у ПБ) в чистый слив. За сливом высокий вал, затем выходная шивера.
13-15 1-25 1-30 Порог "Курки" (II-III). Осмотр слева. Бочка на входе, обходимая слева, далее длинная шивера. Слева есть стоянка, так себе. Зато много отличных стоянок есть на длинной части оз. Муасъярви (после "Одинокого дерева").
15-00 0-15 0-00 Порог "Петух" Сходу по струе. Симпатичный вал ("гребешок") очень высоко подкидывает однокорпусные суда... Хорошая стоянка на ЛБ.
15-05 0-05 0-00 Шивера Заметное сужение реки. Сходу про струе.
15-10 0-05 0-00 Порог "Грива"(II). Чайникам лучше осмотреть слева. Два острова, самой левой протоки вначале не видно, но идти надо именно по ней. Сходу по струе. Мощная шивера, бочки.
15-40 0-30 0-00 Озеро Вайкульское -
16-40 1-00 0-00 Выход из оз. Вайкульское -
16-45 0-05 0-00 Мост Через 5 мин - длинная отлогая шивера, плавно переходящая в...
16-55 0-10 1-00 Порог "Фурляляй" (II), можно осмотреть слева. Крутопадающая подковообразная входная шивера, далее - остров с шиверами в обеих протоках, далее струя скользит по каменистому мысу ЛБ, там - глубокий улов, проходим мимо - струя БЬЁТ в следующий скальный мыс ЛБ, левее - глубокий улов - в нем и чалиться. На мысу - стоянка. Порог - эффектная, но слабая бочка у левого берега и чистый слив с валами правее неё. Один из немногих порогов, удобных для катания (сразу за бочкой - чалка в улове). Если не кататься в бочке и не фотографировать (на что я и выделил час), можно идти сходу по сливу. Бочка обходится легко.
18-50 0-55 0-00 Приток слева "Берёзовая аллея"
19-00 0-10 0-00 Оз. Имисъярви справа Узкая протока справа соединяет реку с озером. На карте показано наоборот - узкая река втекает в широкую протоку. Из-за этого мы проскочили Имисев и Талии приняв их за непонятные шиверы - ждали озера.
19-15 0-15 1-00 Порог "Имисев" (II-III). Можно осмотреть справа. Шивера шиверой, можно и сходу идти, по струе. Мощная вода, валы. ВНИМАНИЕ ЧАЙНИКАМ на байдарках! Перечитайте ещё раз предупреждение! После него - две простых шиверы.
20-25 0-10 0-30 Порог "Талии" (II-III). Можно осмотреть справа. Короткий перекат с очень мощными валами. Можно и сходу идти. За ним - простая шивера.
21-05 0-10 0-30 Порог "Хирви" (II-III). Желательно осмотреть заход с ЛБ. Простой перекат на левом повороте, и сразу за ним крутой правый поворот - чалиться к ЛБ. Бочки на входе, лучше просмотреть. Далее - шивера. На выходе - еще одна плита, но слив с воды хорошо виден.
22-10 0-35 0-00 Оз. Корпиярви По карте. Стоянки есть в конце озера, недалеко от выхода, на скальных "лбах".
23-15 1-05 0-00 Порожек на выходе из озера Курс на правый край "зеленого поля". Несколько проток. Простые самая левая (у "поля") и правая. В центре - каменисто и противно.
23-20 0-05 0-00 Мост Можно закончить маршрут, а можно спуститься дальше на самый интересный порог на реке, а потом вернуться.
23-40 0-20 2-00 Порог "Поалла"(III). Осмотр слева. Первая ступень - несложная горка с бочкой, сходу, за ней небольшой плес и вторая ступень, красивая и интересная. Стоянка на ЛБ. Сливы и бочки на любой вкус.
26-10 0-30 0-00 Мост (тот же) Вверх по течению. Обнос первой ступени Поаллы.

Видеоматериалы

В 2000 году по материалам похода Писта-Войница смонтирован фильм, доступный с недавних пор здесь, на сайте:
видеофильм Писта-Войница-2000

Схемы и карты

Схема пор. Захар
Грубая схема порога "Захар".

Схема левой протоки Падуна
Грубая схема левой протоки порога "Падун".

Посмотреть  карту Писты

На главную страницу www.afanas.ru Проектирование и оснащение чистых помещений ПромКонВент.рф. , https://cybexonlineshop.ru купить детские коляски: купить коляску для ребенка. Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru