На главную страницу www.afanas.ru

Полометь - техописание

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Полометь > Техописание


2004: Упомянутый в тексте Виктор Николаевич этой зимой умер, телефон из текста изъят, остальное править пока нет времени.

АПРЕЛЬ2004: По непроверенным пока данным военные начали более активно противодействовать сплаву по Поломети. Пока точно известно только что перекопан проезд к "финишной поляне" в Варницах. О поведении военных на самой реке достоверных данных у меня нет. На всякий случай прошу всех соблюдать максимальную осторожность и дипломатичность, не провоцировать дальнейшее обострение ситуации и не высаживаться без крайней нужды на территории ВЧ.
Текущая информация может появляться, в частности, на форумах whitewater.ru и veslo.ru


Предисловие и краткое описание реки

Я прошёл весеннюю Полометь за четыре года в общей сложности 7 раз (последние два - на "Щуке"), без оверкилей и поломок. Лоция как-бы "усредняет" все эти прохождения, и уже не относится ни к одному конкретному году...

За это время многое изменилось и продолжает меняться, поэтому я не буду приводить точных данных по стоимости заброски, расписаниям поездов и т.п.

Полометь представляет спортивный интерес лишь на участке от Дворца до Яжелбиц. Выше - озера и завалы. Ниже - разлив в лес, болото и пр... Совсем ниже (от Лычково) - спокойная единичка с парой мааленьких перекатиков.

На спортивном участке река течет в глубоком живописном овраге. Основные препятствия - каменистые шиверы(средняя вода) или мощные валы(высокая вода), идущие друг за другом практически без перерывов. Это очень сильно отличает ее от других паводковых рек Валдая, где основными препятствиями являются деревья, расчески, завалы, прижимы и прочие подобные гадости.

На реке нет НИ ОДНОГО обноса и при наличии достаточного опыта она проходится за два/три часа(большая/средняя вода) и быстрее. Однако при его отсутствии поход может затянуться надолго - мы видели достаточно групп, растерявших друг друга, ищущих по берегам весла, пластиковые каяки, полузахлебнувшихся матросов и пр.

На реке есть одно потенциально очень опасное место - "тросы". Это - два стальных троса с остатками железок, натянутые над рекой перед мостом в воинской части. В 2000 году они опустились до уровня воды (один полоскался, другой - полметра выше) и силами нашей группы (Л.Орлов, А.Тутубалин, В.Белов и М.Афанасенков) были подняты и кое-как закреплены. С тех пор пока держатся, но при сильном паводке любая мощная коряга способна "сдёрнуть" их назад. Крайне рекомендуется сделать следущее:

  1. попытаться выяснить ДО ОТЪЕЗДА состояние тросов в текущем году - в конференциях типа каяк.ру, весло.ру и т.п. - возможно кто-то уже сходил туда раньше вас на неделю...
  2. если не получилось - попытаться выяснить НА МЕСТЕ у соседних групп - возможно они уже не по первому разу проходят реку...
  3. если и это не получилось - обязательно зачалиться возле белых каменных строений на ПБ (см. лоцию) и выяснить самому. Прохождение опущенных тросов с наплыва ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ (они за поворотом на достаточно бурном участке, заранее не видно).
Если получены сведения типа "тросы высоко", значит можно плыть без просмотра - само по себе это место не сложнее предыдущих.

Очень удобно стоять базовым лагерем в Варницах (конец спортивного участка, чуть не доходя до Яжелбиц) и проходить маршрут по два-три раза в день на пустых судах. Как это сделать описано в разделе "заброска".

Заброска и выброска

Существует три основных варианта заброски на реку: своим транспортом, грузовиком ВН (Виктор Николаевич) из Валдая и "традиционный" - ж/д "на перекладных" (прицепной вагон из Москвы до Дворца отменён). Я пробовал все варианты, и у всех есть достоинства и недостатки. Больше всего понравился первый.

Заброска своим транспортом

Арендуется на три дня "Газель" (или любой другой небольшой грузовичок) с таким расчётом, чтобы в него помещались все СОБРАННЫЕ (т.е. в "боевом состоянии") суда. Водитель может спать либо в машине, либо ему можно зарезервировать место(+спальник/коврик) в палатке - по его желанию. На Газель в пятницу днём грузятся все рюкзаки и лодки и отправляются с одним-двумя провожающими из группы. Остальная группа налегке стартует вечером в пятницу на легковушках добровольцев-участников группы или их друзей (одной машины на пятерых вполне хватает, т.к. рюкзаки уже уехали). Ехать по трассе Москва-Ленинград до Яжелбиц, далее свернуть на Варницы и перед Варницами - направо вниз - к реке - на традиционную поляну. В сезон там стоят до сотни водников, но с местом проблем нет... Прибытие глубокой ночью, далее в палатки и спать - а с утра - на Газели с пустыми лодками - во Дворец, оставив дежурных при кухне и палатках варить обед...

Заброска на ВН

В Варницах живёт дед - Виктор Николаевич (далее - ВН). Его телефон ***. Последние годы возить водников стало его бизнесом. Обилие групп и склоки между ними привели к тому, что он поднял цены и к тому же берёт не за ездку (несколько групп вскладчину), а С КАЖДОЙ ГРУППЫ. Тем не менее по Московским меркам цены ещё терпимые и если не хочется мучить собственные машины и возиться с заказом Газели - у ВН можно получить полный цикл обслуживания - встреча в Валдае с Псковского поезда (во Дворце не останавливается) и доставка на поляну, доставка ЛЮБЫХ собранных судов (в т.ч. надутых катов-4) с экипажами от поляны во Дворец.
Два Егеря, КНБ и КНК в фургоне.
Так залезали в фургон...

Заброска ж/д

До станции Дворец можно доехать поездом Бологое-Дно, отправление из Бологое около 6 утра, прибытие во Дворец около 8 утра. Возможна давка при посадке и теснота в сидячем вагоне (на майские едут стоя) - билетов вдвое больше чем мест. До Бологое можно добраться любым ночным поездом. От станции Дворец - перпендикулярно полотну, не переходя его (т.е. налево по ходу поезда), по автодороге через деревню до моста. Там куча мест для сборки лодок. Идти от станции метров 100-300 в зависимости от выбранного берега.

Обратный поезд во Дворце около восьми вечера (Дно-Бологое). Можно подъехать на ВН либо договориться с "Газелью" соседней группы...

Разумеется два последних способа легко комбинировать (приезд из Валдая, выезд из Дворца и наоборот).

Лоция

Крупная карта-километровка(150К)

Все времена - нарастающим итогом от моста возле ЖД (при ж/д - заброске). При приезде из Варниц завозят на НИЖНИЙ по течению мост (т.е на отметку примерно 0-10)

0-00 - начало, автомост (по нему пришли). С моста, гдядя вверх по течению, можно оценить уровень воды. Река приходит из-за поворота.

Обращаю ещё раз внимание, что описан вид с моста у Ж/Д...

В большую воду камней уже нет, река для некоторых судов становится даже проще, но ДЛЯ ВСЕХ ОНА СТАНОВИТСЯ СУЩЕСТВЕННО ОПАСНЕЕ. Очень мощная струя, ледяные стенки и отбойники от берегов, полное отсутствие уловов делает самосплав на спасжилете ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ. Цена каждой ошибки становится очень высокой.

Время (средняя вода) Время (большая вода) Объект
0-25 0-20 Над рекой натянут трос(провод?). Высоко (просто ориентир, не препятствие). До него препятствий нет. Далее уклон плавно возрастает, течение ускоряется, появляются простые перекаты/шиверки/валы и песчаные обрывы.
1-10 1-00 После небольшого прижима к крутому левому берегу на правом повороте сразу виден следующий высокий обрыв ЛЕВОГО берега и довольно крутой поворот НАПРАВО (см. стопкадр). За поворотом на ПБ - каменистая отмель (в любую воду). Советую зачалиться на мели, отлиться и морально подготовиться. Буквально за одним-двумя поворотами начнется самая сложная цепочка препятствий. Раньше на этом месте, под левым берегом, были остатки завала, но паводки разметали его. Я понимаю что таких берегов и отмелей на реке может быть много, так что лучше всего ориентироваться примерно по времени... Ничего лучше предложить не могу - чётких ориентиров нет.
1-15 1-05 "Порог-горка" - вода скатывается с каменной гряды высотой до полуметра. Ближе к правому берегу гряда выше, но и воды побольше - мы там не раз успешно проходили. А вот левее кое-кто и посидел в среднюю воду...До него и сразу после - самые мощные шиверы подряд.
1-30 1-15 Светлое кирпичное строение в кустах на правом берегу (при ближайшем рассмотрении - за колючей проволокой). Сразу за ним в улове - чалка при необходимости просмотра "тросов" (см. предисловие). Это - последний улов и через два поворота(левый и правый) - мост. Перед мостом - "тросы". Сразу из-под тросов нужно уходить правее - в центральный пролет моста, т.к. левый - завален. Далее, за мостом, сравнительно спокойный участок, на котором встретится еще один мост и короткая бурная шиверка в сужении с характерной ржавой цистерной на левом берегу.
1-50 1-30 Серебристая труба через реку. Прямо под ней начинается финальная (почти до самых Варниц) цепочка шивер. Они чуть слабее чем вокруг "порога-горки", но тоже достаточно мощные, а в среднюю воду ещё и более каменистые (в некоторых местах необходим точный слалом). В большую воду никакого слалома нет, только отплеввывайся от валов и уходи от островов. Но чалка заметно труднее чем при средней воде - струя мощная и петляет от берега к берегу почти без уловов...
2-45 2-00 Бетонный мост от Варниц. Сразу за ним, за первым поворотом - чалка на ПРАВЫЙ берег к песчаному спуску (броду) к воде. Там опушка и лесная дорога в деревню Варницы. Обычно стоит лагерь водников. Конец маршрута.
Типичный кусок реки  между 0-25 и 1-10 Отметка 1-10 Порог 1-15. КНК идет правильно. Егерь - нет. Я тебе покажу, как на мель садиться! Участок 1-50 - 2-45. Так ломают КНБ-шку...

Стоянки

Стоянок (в "природном" смысле) на реке хватает. Однако вся средняя часть маршрута проходит по территории воинской части и останавливаться (и тем более разбивать лагерь) без острой необходимости КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.

Зачалиться (подождать, подклеиться) можно почти после каждой шиверки. Во избежание недоразумений уточню - МОЖНО не значит ЛЕГКО. Уловов действительно мало (по большой воде их почти нет) и приходится работать.

Другое дело (по большой воде) - плывущие вещи, перевернутые суда, весла, люди на спасжилетах. Всё вышеназванное, если его активно не ловить, может плыть очень долго и далеко с самыми печальными последствиями.

Рекомендации

Поскольку в большую и среднюю воду мы имеем фактически две разные речки, я разделю рекомендации на две части.

По большой воде: По средней воде: По любой воде (в обоих случаях):

 

Примечание: все иллюстрации - кадры оцифрованного видео, в том числе две (с видами обрывов) сняты с головы (камера на каске) - см. раздел ВИДЕО В ПОХОДЕ. Плата оцифровки - miroDC30.

На главную страницу www.afanas.ru Утверждено двукратное повышение акциза на импортные сигареты dutyfree-sigarets.com. , Накрутка голосов телеграмм. Купить голоса в опросе телеграм накрутка golospobed.ru. Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru