На главную страницу www.afanas.ru

Чирка-Кемь - техописание

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм > Мои отчеты > Чирка-Кемь > Техническое описание

Варианты маршрута

Сейчас популярны три основных варианта маршрута: "длинный" - по Чирко-Кеми от Сонозера, "муезерский" - по Муезерке от ст.Муезерка, и "короткий" - от моста в р-не пос.Тикша (ур.Андронова Гора). Заканчиваются все они одинаково - в пос. Боровом. При байдарочной группе продолжительность "короткого" варианта - примерно 18 ходовых часов, т.е. три полноценных дня, поэтому он хорош для недельного похода. Для двухнедельного оптимален "муезерский" вариант - около 30 ходовых часов. "Длинный" вариант добавляет ещё десяток часов, но верховья Чирко-Кеми малоинтересны, ИМХО лучше подневать лишние пару дней на Монсозере (или на Тахко-ламбинах, или за Рокконеном, или в любом другом приятном месте, благо их на маршруте хватает). Мы ходили "муезерским" вариантом.

Заброска

Для "муезерского" и "длинного" варианта очень похожа: до Петрозаводска 112-м поездом(приходит примерно в 16-00), далее в 19-20 местным поездом Петрозаводск-Костомукша до Муезёрской/Сонозера соответственно. Но это ещё не всё: в Суккозере примерно в 4 утра можно выслать гонца к машинисту (можно с "сувениром"), т.к. там меняется бригада (стоянка 20минут) и договориться чтобы остановил у моста. В нашем поезде ехали группы как на Муезерку(наша), так и на верхнюю Чирку и даже на Волому - от всех были делегации у локомотива - в результате поезд делал целых ТРИ лишних остановки у мостов. Нас остановили так точно, что идти вообще не пришлось - только "скатились" с насыпи. Но даже если договориться не удалось - от ст.Муезерская назад до моста не более двух километров.
Для "короткого" варианта нужно ловить автотранспорт либо от ст.Кочкома/ст.Надвоицы (ветка Петрозаводск-Мурманск), либо от ст.Ледмозеро (ветка Петрозаводск-Костомукша). Оба способа имеют достоинства и недостатки (расстояние/цена, пересадка в Петрозаводске, время прибытия поезда). В 2004 была успешно опробована предварительно заказанная заброска из Надвоиц - телефон 8-81431-58080 (Александр). Встречает у поезда, может обслужить группу любого размера (либо несколько групп). Координирует несколько УАЗов и микроавтобусов, в т.ч. с прицепами. О тарифах - по телефону либо по почте: zotal@onego.ru

Лоции

Те лоции по которым мы шли оказались очень "нелинейными" по километражу, иногда с ошибками до 5-10 километров. Многих ориентиров мы так же не нашли... Поэтому я переписал всё "с нуля".

Как обычно я не признаю километров - их в походе не померишь... Все расстояния указаны в ходовых часах для "Щуки"/КНБ со смешанным взросло-детским экипажем. Килеватые суда (типа "Таймень") и суда с мужскими экипажами на плёсах пойдут быстрее... Катамараны - наоборот - чуть медленнее. Встречный ветер средней силы на плёсах учтён. Если вам повезёт и его не будет - ещё час-другой сэкономите :-)

Обозначения уже привычны для моих лоций: _ОВ_ - общее время включая осмотры и прохождения, ВПП - время от предыдущего препятствия (если у него УВП=0 - то от его НАЧАЛА, иначе - от конца), УВП - условное время прохождения - время на прохождение абстрактной достаточно организованной байдарочной группой, без проишествий и спасработ.

Категории сложности - "современные Карельские байдарочные", проставлены лично мной (ниже традиционных карельских, но выше международных и алтайско-кавказских). Если грубо, то эталоны 3/4/5 - Охта/Тумча/Кутсайоки.

И ещё важное позднее замечание (2004): лоция составлена по МАЛОЙ воде. По большой воде высота валов на большинстве препятствий значительная и для малых судов ("Щуки", "Ласточки" и пр.) рекомендация "по струе сходу" не соответствует действительности.

Муезерка

_ОВ_ ВПП объект примечание
0-20 0-20 низкий деревянный мостВ высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом
0-40 0-20 длинный порожек (по струе ~5мин)Ориентир - вышка ЛБ перемещается как бы на ПБ, а в конце порожка - провода через реку.
0-50 0-10 порожек "у моста"Сразу за углом, начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее.
0-55 0-05 шивера "мель"Сразу после. Мелко, садились на камни. Течения почти нет.
1-00 0-05 озеркоСтоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева, но с местными отдыхающими (вышка, дорога от Муезерского)
1-20 0-20 порожекНа выходе из разлива
1-25 0-05 Порог-горкаПо струе, мощнее предыдущих
1-40 0-15 озеро, лесистые островаВыход из озера неочевиден. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (~10мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся.
2-15 0-35 шиверказа останками плотины
2-30 0-15 порог "обливняк"Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи.
2-50 0-20 перекат с мелким выходомПосле разлива.
3-10 0-20 порожек "ряжевый"мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои.
3-40 0-30 перекатна правом повороте, островок с плавником
3-55 0-15 стоянка ЛБс большой поляной
4-05 0-10 Два порога-горкис ходу по струе
4-20 0-15 стоянка ПБс табличкой.
4-25 0-05 Порог-горкаСходу по струе. Вскоре справа стоянки.
4-40 0-15 Порог-горкаСходу по струе.
4-45 0-05 Порог-горкаСходу по струе. Заход под левым берегом.
4-50 0-05 Перекат "у моста"Сходу. Через 5 мин - стояночка ПБ.
5-15 0-25 порожексходу, ещё через 10 минут - мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз, но время я не засекал и в лоцию их не включал.
5-45 0-30 стоянка ЛБВ конце обрывистого левого берега.
6-45 1-00 стоянка ПБПеред "забором" на ПБ. Хвойный лес. Ранее и позже - болотины или луга.
7-15 0-30 впадение в Чирку-Кемь-

Чирка-Кемь

_ОВ_ ВПП УВП объект примечание
8-15 1-00 0-00 пара стояночек ЛБВ остальном низко и болотисто
9-15 1-00 0-00 Стоянка ПБНачало ветвлений, отличная большая стоянка - в начале правого узкого рукава, основная же протока - левая.
9-45 0-30 0-00 Монс-озеро"Короткий" вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом.
9-55 0-10 0-00 Выход из Монс-озера в "кривую протоку". Сразу не виден - хочется идти к "заборам", а не "назад". В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок.
10-25 0-30 0-00 Мыс, Калмозеро.Обплыть мыс слева и вперед на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине - кочковатая болотина, в отличие от Монс-озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа (на карте там развилка "пунктирных" дорог, реально же по ним уже давно никто не ездит из-за разрушенных мостиков, зато вдоль них растут белые грибы).
10-55 0-30 0-00 Выход из Калм-озераНизкие заболоченные берега без стоянок.
11-35 0-40 0-00 Бетонный мост.За ним между свай разрушенного моста перекатик.
12-05 0-30 0-00 ЛЭПНизкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера.
12-35 0-30 0-00 Челгозеро. Есть хорошие стоянки: одна - сразу у входа справа и несколько - у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На "выходных" стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью... На "входной" стоянке обилие ягод.
13-05 0-30 0-00 Выход в северном углу. У выхода как бы развилка - идти левее, правая протока - глухая.
13-45 0-40 0-05 Железнодорожный мост Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке - П."Нахко" - сходу.
13-55 0-05 0-05 П."Лоухи"За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева.
14-20 0-20 0-00 Мост автомобильный, под ним перекат. Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью.
14-35 0-15 0-25 П."Хаудо"(II)Ряж слева. На выходе - бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом - хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок.
15-05 0-05 0-00 Два переката-
15-10 0-05 0-05 П."Кривой"(II).Состоит из двух частей - мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) - сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом - слив....). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу - там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк... УВП указано для прохода без осмотра.
15-15 за углом 2-00 П."Тахко"(IV). Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в "котёл"). В "котле" байдарки стабильно кусает за правый борт - необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой "канализации" правее островка.
Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. Напротив, на левом берегу - турбаза "Тахко", записки утверждают что они воруют по ночам вещи и рекомендуют дежурить. Мы не дежурили, только ценные вещи убирали под тенты - за две ночи ничего не пропало. В лесу прямо у стоянки море ягод. Некоторые энтузиасты ночуют на горе между "Тахко" и "Кривым" - отличное очень живописное место но ОЧЕНЬ далеко до воды.
Далее ~16км плёсов без течения, как правило со встречным ветром. Очень много отличных стоянок на обоих берегах.
20-35 3-20 0-00 Приток слеваНяугу. Время на плёсы дано для встречного ветра.
20-55 0-20 0-05 П."Ледмозерский-1". Типа мощной шиверы. Сходу по струе.
21-15 0-15 0-05 П."Ледмозерский-2". Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу - хорошие стоянки по обоим берегам.
22-00 0-40 0-00 Впадение Растаса слева.Отличная оборудованная стоянка на впадении. Баня, коптильня, стол.
22-40 0-40 0-00 Стоянки на ЛБ.Большая сельга слева.
23-10 0-30 0-05 П."Кильбо".Несложен, проход по струе. Вскоре слева - избы, за ними - перекатики и резкие повороты с течением.
23-40 0-25 0-05 П."Омос".Перекат с поворотом. Сходу.
24-00 0-15 0-25 П."Никуттный"(II). Ряж слева. Две ступени. Первая - большая бочка, "разорванная" чистым сливом ближе к правой части. Вторая - очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные - даже обедать негде. За порогом справа - обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку.
24-30 ~0-05 0-05 П."Железные Ворота"5 ступеней, первая - несложный порожек сходу по струе, остальные - перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа - стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато...
~24-40 ~0-05 0-00 П."Вигитус"Слабенький, но интересный - зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу.
~24-45 ~0-05 0-00 перекатфигня
~24-50 ~0-05 0-00 П."Островной". Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня.
24-55 ~0-05 0-00 П."Битуш". Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала - ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе).
~25-10 ~0-15 0-00 П."Грядовый". Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П."Раух", но течения почти нет).
~25-25 ~0-15 0-05 П."Елоха".Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака "уступи дорогу" в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между "Елохой" и "Рокконеном" - короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно - вот и все ориентиры.
25-30 сразу 1-00 П."Рокконен"(III-). Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место - в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще вправо, т.к. слева - мелко. УВП указано для осмотра и видеосъёмки.
26-40 0-10 0-00 Отличные стоянки справа. В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку. Отсюда и разночтения по Сосновым порогам - в левой протоке они нормальные, а вот в правой - мели, проводки и прочие мучения. Далее описана ЛЕВАЯ, основная протока.
26-50 0-10 0-15 Сосновые пороги, 4 штуки.Первый, третий и четвёртый - мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй - в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток.
27-10 0-05 0-00 Неизвестный порогКаменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс.
27-25 0-15 0-10 Сотые острова. Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов - два-три переката. Потом до "Оленьего" прямой широкий плес.
27-45 0-10 0-10 П."Олений"(II). Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат.
28-10 0-15 0-05 П."Горшок(II)". Ряж справа (дамба). Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе.
28-25 ~0-10 0-00 Два порожкаПосле справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно).
29-30 ~1-05 0-00 Мост, пос. БоровойПосёлок (точнее сараи на его окраинах) едва заметен слева перед мостом. Аборигены дружелюбны. Станция и посёлок только на левом берегу. Стоянки есть: на правом берегу как сразу за мостом, так и в 1-2км перед ним; на левом берегу - за 2-4км ДО моста. Примерно за 3км до моста в русле появляются глыбы и валуны, однако БЕЗ переката (ориентир). Начиная с 3-его км. от моста вдоль правого берега идёт дорога и можно договориться с машиной в посёлке на довоз вещей до станции (цены не спрашивали, но недорого, т.к. зарплаты в посёлке мизерные...). В Боровом десяток магазинов, междугородний телефон(в здании почты), больница.

Выброска

Со станции Боровая поездом до Петрозаводска. Отправление примерно в 17-00. Всего один плацкартный вагон, поэтому в сезон по пятницам-субботам могут быть проблемы с билетами. Касса работает примерно с 9 до 11 и с 15 до 17 часов. Поезд приходит в Петрозаводск рано утром, и до московских поездов весь день придётся пинать...

Более дорогой, но насыщенный вариант: заранее купить обратные билеты из Кеми, заранее заказать WELT с утра на мост (встретить его там и проводить прямо к стоянке на правом берегу), доехать до Калевалы, разместиться в гостинице, пообедать и съездить на водопад Кумио. Затем баня, ужин, утром - завтрак и доставка в Кемь к поезду. Не забудьте только взять с собой номера телефонов - в случае накладок из переговорного пункта в Боровом в Калевалу звонить можно бесплатно (звонок местный).



Обсуждения и дополнения

Если у Вас есть существенные ДОПОЛНЕНИЯ к лоции или другие общественно-полезные сведения, их можно в сухом и компактном виде написать (а всем прочим - и прочитать) на форуме тут.

Просто обсудить этот текст или задать автору вопросы можно на форуме здесь

На главную страницу www.afanas.ru Алексей Митрюшин Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru