На главную страницу www.afanas.ru

Тумча - 94

Автор: Афанасенков М.А., http://www.afanas.ru,   Е-mail:mike@afanas.ru

Водный туризм >Моя водная биография >Тумча - 94

Состав группы:

Дмитрий Марчук (ст.) - адмирал

КНБ

Дима Марчук (мл.)(он же Мелкий)

КНБ

Александра Марчук

КНК

Михаил Афанасенков

КНБ

Елена Афанасенкова

КНБ

Александр Северин

Кат-2

Александр Шевченко

Кат-2

Боря Случ

Кат-2

Эля Каминская

Кат-2

В этом походе я писал лоцию, которая послужила потом основой лоции-95, так что приводить ее нет смысла. Река тоже достаточно полно описана в отчете 95 года. Все это можно найти в разделе Мои отчеты.

Приведу только результаты наших прохождений и самые яркие воспоминания.

На участке до Алакурти запомнилась "встреча солнышка". Это было на стоянке. Наевшись, напевшись про "Коссовскую лодку речную грозу", и приняв водки "Тумча" (спирт с водой из реки), инициативная группа решила удостовериться, что в полярный день мы не видим солнца только потому, что оно за деревьями. Соответственно, если залезть повыше - должны увидеть. Они пошли в лес и стали залезать на сосны с дикими криками. В конце концов с одной из сосен увидеть солнце удалось. От радости на сосне стали раскачиваться как на качелях. Все это видно в фильме, а место это в отчете-95 названо сосной имени Марча.

 

Наши Удаки...

 

...и их улов

 

Катамараны прошли все пороги на реке, более или менее успешно, не киляясь (за исключением "Кривого"), что и следовало ожидать. Все дальнейшее о порогах относится к байдаркам и каяку.

"Первенец" обнесли все. "Падун" прошли мы и Марч (без Мелкого). "Двойной" шли полным составом - Мелкий дико верещал от валов.

Падун. На заднем плане - левая протока

 

С "Водопадным" вышла неприятность. Не заметив стоянку на ПБ перед порогом, мы упилили на левый берег. Был вечер, и с левого берега главный слив не просматривался, а перечалиться мешала входная шиверка. Чего-то испугавшись, мы (я и Лена) решили скатиться с горочки прямо под левым берегом, через бочечку. Но бочечка оказалась сильнее, чем мы думали, и нас поймала. В пылу выгребания мы не заметили, как нас снесло к более кривому месту, где успешно закусило корму и положило. Мораль - идти надо было главным сливом. Остальные обнесли. Этот киль стал роковым. По существу, мы (я и Лена) - единственный в группе "спортивный" экипаж: Марч везет Мелкого, а Ксантипа с каяком на "вы". Таким образом, катамараны быстренько проходят, остальные быстренько обносят и все ждут нас, вынужденные страховать, снимать и пр. И так неудобно, а уж если при этом еще и киляешься... В общем, мой боевой дух сменился пофигизмом: "все несут - я несу".

 

В пороге 'Март'

 

"Кривой" обнесли все. Перед этим там тайно кильнулись Северин с Корнетом, никто не увидел и не снял. Камера Корнета намокла и временно мы остались с одной (моей). "Красивый" обнесли все. В безымянном до этого пороге, про который до этого ничего страшного не писали, неожиданно кильнуся шедший впереди Марч (Мелкий был на кате). Мы прошли успешно - Лена сделала(как договаривались) классический зацеп в косой бочке и нас выплюнуло. Вместо Ксантипы каяк перегнал Корнет, с непривычки зашедший в бочку кормой (не справился с управлением на заходе). Но водный (катамаранный)опыт взял свое - он прошел. В фильме это выглядит как специальная тренировка крутого спортсмена. Всвязи с килем Марча судьба названия порога была предрешена. Позже я его изменил по просьбе Марча на "английский перевод" - теперь это порог "Март". В "Кошмариках" кильнулась на мелком месте Ксантипа, упустив каяк в шиверу. Остальные прошли. Яму обнесли и на ней же ночевали.

"Котел" Марч прошел вдоль берега на КНБ, по самому краешку. На "Карнизе" почему-то было рекомендовано чалиться на правый берег, что мы и сделали, но с трудом - несет там сильно. Пообедали. Обнесли. Катамаран Саш покатался в левом сливе. Корнету срочно надо было в Москву, поэтому решено было пилить озеро всю ночь. По этому поводу мокнуть в "Шляпе" не захотелось, и ее тоже благополучно обнесли. На разливе (левый поворот, а направо - озеро) в час ночи поужинали, уложили мелкого спать на катамаран и поплыли. К восьми утра я уже засыпал на ходу ( шли уже почти сутки!), и другие тоже не блистали бодростью. На острове (где-то на полпути до Зареченска) мы не выдержали и решили поспать. Неугомонный Корнет взял Северина, поделив продукты и деньги, и распрощался с нами. Они поплыли дальше и доплыли-таки! От "Ямы" до Зареченска без сна!

Мы же покимарили в палатке без тента (солнце,жарко!), потея как в бане. Спешить было уже некуда, и мы с еще одной промежуточной ночевкой доплыли до дамбы. Собрались на ЛЕВОМ берегу, на дамбе. Пойманная машина взялась довезти до Зареченска - под мост, откуда до утреннего автобуса рукой подать. Это было роковой ошибкой. Под этот мост ночью к нам пришли гости и мы долго и нудно имели с ними геморрой. Почти все бремя переговоров взял на себя Боря. В результате мы потеряли немного денег, остатки коньяка, а, главное, почти не спали. Впрочем, если бы не дипломат Боря, исход мог быть гораздо хуже - аборигенов было много, все были молоды и пьяны. Кстати, вначале они усыпили нашу бдительность, сказав, что двое наших Саш успешно уехали в Зареченск с их, аборигенов, помощью.

Мораль: читайте Юрина. В данном случае правильное решение - чалка на ПРАВОМ берегу у лодочных ангаров, ловля машины ТОЛЬКО ДО КАНДАЛАКШИ, и, при неудаче - ночевка в лесу с утренней пешкой в поселок. Собственно, почти так я и поступил, будучи адмиралом на следующий год. Только все было еще лучше - обнаружилось "потайное место" на полпути к автобусу, с ручейком и полянкой, но спрятанное от всех дорог. Поэтому утренняя пешка была не более километра.

Утром мы сели в автобус и дальше без проблем добрались до Москвы.

На главную страницу www.afanas.ru Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото
Разумно о фото (лайт)
На главную страницу www.afanas.ru