Беговые лыжи для удовольствия
|
ВНИМАНИЕ! Ниже расположена устаревшая статья, написанная в конце 2003 года c учётом тогдашнего уровня жизни и цен на инвентарь в магазинах. С тех пор многое поменялось - смотрите более актуальную статью Разумно о лыжах (2013г).
"Беговые лыжи" - слишком широкое понятие. Формально - это все те, которые не "горные". Благодаря традиционно разной (для Запада и России) классификации и иногда буквальному переводу иностранных слов более узкие типы основательно перепутались. "Прогулочные", "туристические", "гоночные", "спортивные", "профессиональные", "любительские", "универсальные" (лыжи, палки, ботинки) - в разных контекстах могут применяться к совершенно разным изделиям и наоборот, к одному и тому же может быть "прилеплен" совершенно разный "ярлык". Да и само "занятие" и человек это делающий называется всеми по-разному. Когда мы с сыном с лёгкими "напоясничниками" очередной раз пробегаем мимо степенно идущей группы с брезентовыми мешками, они наверняка думают "спортсмены", мы же думаем про них - "туристы". (реальная сценка между прочим - 11 января 2004 года я бежал Калистово-Абрамцево-Калистово-Абрамцево, около 90км примерно за 9 часов и одну группу из трёх человек, весь день идущих Абрамцево-Калистово, мы за день встретили трижды - на их выходе из Абрамцево (навстречу), обогнали на поле у Герасимихи и опять навстречу на газопроводе) Но настоящие спортсмены узнав что нам требуется целых три часа на 30 километров, презрительно усмехнутся - прогулка. А настоящие туристы, тропящие целину на Северном Урале под нехилыми рюкзаками подумают про тех "туристов", что идут весь день по лыжне с всего лишь курткой и термосом скорее всего что-то нецензурное :-).
Поскольку я сам отношусь к категории "физкультурников", о них дальше и пойдёт разговор. (Но "прогульщикам" перед уходом рекомендую прочесть нехитрый кодекс...) Пытаясь найти в Сети информацию, я обнаружил интересный эффект - она чётко делится на ДВА класса - условно для "спортсменов" и для "прогульщиков". Т.е. в избытке обсуждается как "циклевать и грунтовать базу, пропитывать её 40 слоями парафина, наносить ускорители" и прочая "гоночная" тематика. Практически все остальные статьи "для лохов" имеют в виду эдакую розовощёкую упитанную тётю в пуховке медленно гуляющую на прогулочных лыжах со своей собачкой :-). А как быть тем, кто уже почувствовал радость полёта над лыжнёй со скоростью 10-15км/ч, "схватил" радость скольжения, но бегает лишь по выходным и не имеет времени на тренировки чтобы бегать быстрее и лишних денег на бесполезные в этом случае гоночные прибамбасы? И при этом хочет бегать с максимальной ДЛЯ СЕБЯ скоростью и комфортом?
Вот об этом я и попытаюсь написать. Будут рассмотрены как самые бюджетные, так и довольно дорогие решения, но, как обычно у меня, в разумных пределах. Понятия "имиджа", "крутости" и "модности" будут полностью проигнорированы. Зато добавлены мелкие "бытовые" хитрости которые вы врядли вообще найдёте где-то ещё! Вот, пожалуй и всё, пора, наконец приступать к делу!
Немножко утрированно и собирательно опишу реально виденные мной сценки в спортивных магазинах.
Итак, Покупатель (далее - П) решил обновить свой арсенал, приходит в магазин и впадает в растерянность от обилия товаров - он всегда считал что лыжи бывают всего двух видов - "дерево" и "пластик" :-)! Но на помощь бросается консультант-продавец (далее - К).
К: Вам помочь?
П: ...да...мне бы... лыжи... кататься
К: Нет проблем! Сейчас подберём! Вам кататься (убедительно)КОНЬКОМ или (брезгливо) классикой?
П(в замешательстве, перед глазами всплывают сценки гонок из телевизора, там все вроде бегут коньком... не хочется выглядить несовременным... но и страшно отказываться от привычного): ...А...можно... и так и так? Я по-всякому хочу бегать!
К: Нет проблем! Вот эти коньковые возьмём, но подлиннее, у Вас 180 рост - возьмём 196! Как раз посередине между коньком и классикой!
К: Крепления какие возьмёте?
П: ...???...
К: У нас акция - если у нас возьмёте вот ЭТИ (автоматические между прочим), и лыжи, то установка бесплатно!
П: Отлично! Беру! (выбивает чек, лыжи уносят в мастерскую).
П: А... ещё ботинки к ним у вас где?
К: Так, вам комбинированные - вот. Померьте! Малы? А вот на два размера больше? Велики? К сожалению под эти крепления у нас популярные размеры быстро ушли... вот попробуйте вот эти сапожки, они ногу отлично держат - как раз Ваш размер...
Неуютно? Ну тогда возьмите те, первые, что великоваты - наденете на два носка - самое то будет! И не замёрзнете!
П: а давайте сапожки (хоть коньком попробую по-человечески покататься)
Дальше можно в том же духе продолжать про покупку мазей, одежды, лыжных перчаток и много чего ещё. В результате несчастный П, потратив огромную кучу денег оказывается с натёртыми ногами на дико отдающих лыжах, потея в дорогой гортексовой куртке, и с тоской вспоминает молодость и свои старые "деревяшки".
При этом другой покупатель П2, недолго думая, набрав всё САМОЕ дешёвое ("чешские" ботинки 75мм, крепления, безымянные дешевейшие прогулочные лыжи с насечкой, но ПРАВИЛЬНОЙ длины) и одевшись в обычный старый свитерок получает на лыжне гораздо больше удовольствия... (иногда!). Этим я не хочу сказать, что не нужно покупать дорогих вещей, просто их нужно покупать С УМОМ! Продавец может сказать что угодно - ему ведь заплатят не за Ваше удовольствие, а за количество денег, которое Вы оставили в кассе!
Угадайте! С лыж? Нет! С креплений? Не угадали! Может с ботинок? Теплее, но нет! С носков!!!
Современные ботинки не пропускают влагу внутрь, но и не выпускают пот наружу. А при многочасовом беге физкультурника даже в холодную погоду пота выделяется немало. Поэтому носки должны, во-первых, это всё впитать, во-вторых сами не пропитаться целиком хотя бы возле кожи (чтобы продолжать греть). Кроме этого, в-третьих, они подвергаются систематической нагрузке на истирание возле пятки, и, в-четвёртых, не должны сминаться в складки, иначе обеспечены жуткие мозоли. Кстати от "сырости" вокруг кожи вероятность мозолей тоже увеличивается. Нет ничего хуже для лыжника чем стереть ноги - дальнейшее катание превращается в медленную пытку. Что же взять?
Купив носки, обязательно возьмите ИМЕННО ИХ на примерку ботинок. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАКАЗЫВАЙТЕ БОТИНКИ ПО КАТАЛОГУ! Только личная примерка! Не столь важно какой модели, фирмы и системы вы выберете ботинок, важно чтобы он идеально сидел на ноге, а именно:
Но вернёмся к системе крепления, т.к. ботинки чётко делятся на три основные группы (по типу креплений):
Для начала померьте "75мм-ые" ботинки - они все примерно одинаковы и сделаны по образу и подобию древних "Ботасов"(ну... вероятно и всё наоборот, и Ботас взял чьи-то лекала, но в СССР его завезли первым и такую колодку все советские люди помнят как "ботасовскую"). Если сидят хорошо, предстоит нелёгкий выбор между ними и более современными (SNS или NNN - неважно, отличия между SNS и NNN чисто косметические, по существу это одинаковые крепления, хоть и совершенно несовместимые между собой). Вопреки распространённому мнению, никакого чудесного скачка в скорости при переходе с 75мм на SNS/NNN не происходит. Кое-что улучшается, но есть и недостатки. Попробую свести их в небольшую табличку:
Параметр | 75мм | SNS/NNN |
Стоимость. | Низкая. 20-25 за ботинки и 5 за крепления. Итого 25-30EURO/ | Высокая. 40-120 за ботинки и 20-35 за крепления. Итого 60-155EURO (т.е. втрое-вчетверо дороже!). А если потеряете резинки (что случается) - ещё по 5EURO за штучку. |
Надёжность креплений. | Высокая. Сломать очень трудно. Практически вечны. | У собственно креплений (ручных!) - достаточная, но на плохой лыжне (или при тропёжке) могут иногда вылетать резинки из-за набивающегося под них снега. Без резинок крепления работоспособны, но гораздо менее эффективны. |
Контроль лыжи | Удовлетворительный. Попытка делать клинообразный подпятник мне кажется неудачной - перекосы всё равно случаются и каблук бьёт мимо, что сбивает... Лучше прибивать(или приклеивать) простые рифлёные резинки, как на детских лыжах. | Отличный. Заметно помогает на поворотах, спусках, коньком и пр... Однако на плохой лыжне пазы ботинок могут забиваться снегом. |
Долговечность лыж. | Стандартная. | Повышенная - из-за полной симметрии креплений нет различий между правой и левой, износ кромок лыж происходит равномернее. |
Скорость и простота снимания-надевания. | Нестабильная, часто - низкая. Актуальна при частом переходе асфальтовых дорог, дорог посыпанных песком и т.п. При сложности одевания возникает соблазн перебежать и так, что портит лыжи. | Высокая и стабильная (для ручных), очень высокая но ненадёжная(для автоматов). |
Скорость и комфорт собственно катания | Стандартная | На плохой лыжне и/или при низком темпе - практически та же. С ростом темпа (до 12-15км/ч) и качества лыжни выигрыш увеличивается (процентов до 10-15, не больше). |
Разнообразие (выбор) и надёжность ботинок | Низкое. В основном - клоны Ботасов тридцатилетней давности. Качество - "бюджетное", _современные_ ботинки "75" не выдерживают иногда и одного сезона активного катания, т.к. расчитаны в основном на короткие прогулки. | Высокое. На любой вкус и кошелёк. |
Это не важно - выбирайте ботинок который сидит лучше, потом под него купите крепления. Остальные параметры (кроме изложенных выше в "общих принципах") по большому счёту неважны. Отмечу пожалуй лишь непрактичность невшитого (отдельного) язычка без защиты шнурков от снега (снег тает и стекает регулярно вам в носки!), но такое с можно встретить сейчас лишь в самых дешёвых 75мм-моделях.
Из известных производителей под NNN можно упомянуть Rossignol, а под SNS - Salomon, Fischer и Hartjes.
Крепления для 75мм все почти одинаковые и стоят примерно 5EURO, можно брать любые (со стальной скобой, разумеется, лет десять назад появлялись варианты с пластиковой "лапкой" - они не годятся).
А вот под NNN/SNS я крайне рекомендую не пожмотиться и купить РУЧНЫЕ крепления - Rottefella NNN IIClassic (NNN) / Salomon Profil Equipe Classic (SNS) - оба около 35EURO. Автоматические варианты - Rottefella Touring 3 (NNN) / Salomon SNS Auto (SNS) (оба 25EURO) имеют два существенных недостатка - 1) могут заклинить от попадания и замерзания воды 2) могут не открыться в аварийной ситуации без опоры лыжи на твёрдую поверхность (Вы упали в глубокий снег, провалились под лёд и т.п.). И если второе - скорее форсмажор, то первое даже лично я уже неоднократно наблюдал. Людям приходилось извращаться с согреванием креплений голой рукой и тёплым дыханием и выглядело это забавно, впрочем "жертвам" было не до смеха...
Отмечу в заключение, что резинки лучше брать "мягкие", на что указывает слово "Classic" в названии креплений.
Как Вы уже наверное поняли из обсуждения ботинок и креплений, нас будут интересовать исключительно лыжи для КЛАССИКИ. Про коньковые просто забудьте и всё. Те кому они реально нужны до этого места не дочитали бы :-)
Кроме этого, мы исключим из рассмотрения лыжи с насечками (в просторечии - с "рыбой"). Они отлично подойдут "прогульщикам", но хорошего скольжения даже на "физкультурных" скоростях на них добиться не удастся.
Оставшиеся "гладкие классические" лыжи отличаются между собой по большому счёту ТРЕМЯ основными параметрами - длиной, жёсткостью и качеством(не в смысле брака, а в смысле разных материалов, конструкций и цен). Самое простое - длина. Она должна быть примерно Ваш рост плюс 25см. А вот второй параметр не зря выделен - про него забывают чаще всего, хотя он чрезвычайно важен. Лыжи должны быть расчитаны на ВАШ ВЕС. Если они мягче, середина с "липкой" мазью всегда будет прижата к лыжне и скольжение будет очень плохим. Если же лыжи жёсче, они не будут прижиматься даже при толчке - будут проскальзывать (т.н. "отдача"). Как же узнать подходят ли вам лыжи по жёскости? В зависимости от цены и марки лыж есть несколько вариантов:
Но перед проверкой жёсткости надо всё-таки определиться с фирмой и моделью (ценой, качеством и т.д.). Оптимальный выбор зависит от ваших финансов.
Самый скоростной и качественный (и соответственно дорогой) вариант подбираем так:
выстраиваем мысленно модели одной фирмы по цене от самых простых до гоночных. Теперь поднимаясь вверх находим первые (т.е. самые дешёвые) из тех, что имеют градации по жёскости (hard/soft). В каталоге это часто называют "компьютерный контроль жёсткости".
Имеет смысл смотреть в основном следующие фирмы - "фишер", "атомик", "россиньол", "пелтонен" и "мадшуз". После выбора претендента от каждой фирмы выбираете на свой вкус либо по минимальной цене.
Конкретные модели с годами меняются, но типичная цена лыж такого уровня остаётся примерно одинаковой - 120-180EURO.
Более дорогие лыжи (типа Fischer RCS или Atomic RC11, например) "физкультурнику" совершенно не нужны - пустая трата денег.
"Средний" по финансам выбор (90-120EURO) можно уже делать из достаточно большого количества фирм. Это добротные "продвинутые прогулочные" лыжи технологии "кэп".
Ну и "бюджетный"("скромный") выбор - практически любые лыжи нужной жёсткости и длины за 50-80EURO, только следите чтобы не слишком широкие - не более 5сантиметров. При правильном подборе по жёсткости и разумной смазке позволяют достичь вполне высоких результатов.
Вообще в этой дисциплине (беге на лыжах) зависимость скорости от цены лыж одна из самых демократичных - даже на самых простых лыжах подготовленный человек легко обгоняет чайника с вчетверо более дорогим снаряжением. Меня не перестаёт восхищать как местный житель пенсионного возраста в ушанке на старых "деревяшках"
легко и непринуждённо убежал за горизонт от нас с женой, тропя при этом лыжню (!).
Крепления "75мм" вполне по силам поставить самому, единственный нюанс - предварительные отверстия сверлить тонким сверлом, иначе шурупы будут всё время вылетать. А вот SNS/NNN надёжнее ставить в мастерской(или в магазине). Там требования к точности повыше и лучше не рисковать... Довольно часто при покупке лыж и креплений (иногда и палок) в одном месте на установку дают заметные скидки.
Если выстроить в ряд палки одного и того же производителя по возрастанию цены (от прогулочных до гоночных) и посмотреть на их концы ("лапки" и "ремешки"), легко увидеть следующую простую закономерность. Лапки сначала имеют "обычную" площадь, но с какого-то момента становятся мизерными "ромбиками" либо "колечками". А "ремешки" сначала действительно являются ремешками, но с какого-то момента превращаются в "браслеты"("капканы" и т.п. на липучках). Нас интересуют модели которые имеют ещё нормальную лапку но уже "браслет". Обычно таких моделей немного (одна-две) и стоят они 15-50EURO в зависимости от именитости фирмы, жёсткости и лёгкости. В каталоге это может быть описано например так: "большие лапки, рукоятки с анатомическим темляком".
Внутри этого диапазона при наличии средств я бы рекомендовал более дорогие (около 40EURO) палки от EXEL. Темляк у них наиболее надёжен. "Капканы" более дешёвых палок от MADSHUS за год у меня рвались три раза (перетирались ремешки), столько же раз отклеивались лапки. Для более "бюджетных" вариантов по большому счёту годятся любые палки рассматриваемого диапазона с указанными свойствами, в частности от MARPETTI (15EURO) и даже упомянутые от MADSHUS (за упомянутый год я пробежал 1500км, так что 1 обрыв на 500км при низкоинтенсивном катании будет не слишком обременительным).
Палки без указанных свойств я бы не рекомендовал - обычные ремешки на длинной дистанции быстро натирают руки, а маленькие лапки годятся лишь для специально подготовленных трасс и будут проваливаться.
Вспомним, наконец, и о длине палок - она должна быть примерно рост минус 25см.
Указанная ниже методика совершенно не подходит для "спортсменов", поэтому в Сети легко найти совершенно противоположные утверждения, особенно про утюг и способ нанесения парафинов. Однако для "физкультурников" предлагаемая методика является оптимальной, экономя немало времени и денег. Я рассмотрю три варианта (комплекта) мазей, по возрастанию сложности/цены (и соответственно качества скольжения).
Вся поверхность лыжи делится на два участка - "липкий" и "скользкий". "Липкий" занимает по длине примерно две ступни Вашего ботинка вверх от конца подпятника (практически - вся средняя часть лыжи). "Скользкий" - всё остальное (практически - концы лыж). На него всегда наносится парафин.
Для нанесения парафинов потребуется недорогой маленький ("дорожный") утюг. На любом вокзале в киоске он стоит около 300 рублей. Его нужно выставить в положение "одна точка". Укладываем лыжи скользящей поверхностью вверх на небольшое возвышение (я использую декоративное бревно, но можно и небольшой табурет и т.п.).
Для нанесения твёрдых мазей держания (на "липкий" участок) потребуется специальная растирка. В самом бюджетном случае годится и тот безымянный кусочек пенопласта или пробки, что продают в недорогих спортивных магазинах за 10-20рублей. Но фирменный пенопластовый брусок-растирка от SWIX заметно эффективнее. Я и сам не понимал за что там платить 100-120 рублей. Оказалось - есть за что. Структура пенопласта так подобрана, что даже после многократного использования он не забивается мазью и продолжает эффективно растирать ровным слоем. Я не знаю почему, но факт остаётся фактом. Не спешите покупать его сразу - возможно он войдёт в один из готовых комплектов о которых я расскажу чуть ниже...
Само по себе нанесение мази держания гораздо проще парафина - натираете лыжу тонким слоем и тут же растираете растиркой. И так несколько раз (от двух до пяти, в зависимости от предстоящей дистанции, ваших лыж и погоды, довольно быстро вы откалибруете свои лыжи и будете примерно знать на сколько конкретно вам хватает одного слоя мази).
В самом простом случае достаточно двух "широкополосных" твёрдых мазей (на "тепло" и на "холод") и одного универсального парафина. Для продукции фирмы SWIX это будет готовый комплект SWIX P27F2 (V40+V60+U20+растирка) - 15EURO. Впрочем, все его компоненты продаются и раздельно по примерно такой же суммарной цене. При возможности, лучше U20 заменить на более "холодный" U10 или вообще на CH6.
Продукция других фирм тоже подходит и зачастую даже лучше по качеству, но я и в дальнейшем буду приводить примеры исключительно из SWIX, т.к. они наиболее распространены в России из импортных мазей (исторически так сложилось видимо, о причинах я неосведомлён).
Парафин используем при любой погоде один (U10 или CH6), а мази мажем в зависимости от погоды - в сответствии с температурами, указанными на упаковках.
Это всё тот же парафин, три твёрдых мази и один или даже два "клистера" - жидких мазей. В случае со SWIX это будет SWIX P30 ( 3мази, 2клистера, растирка, коробочка) - 25EURO (но без парафина). Парафин можно купить отдельно - либо SWIX (CH6, U10) , либо недорогие отечественные парафины Zet(CH3, CH4). "CH"-парафины - самые дешёвые, без фтора, нумерация и цвета у всех фирм РАЗНЫЕ. Можно взять и два брусочка - на разные температуры, но лучше "похолоднее", т.к. на "холодном" в теплое время кататься можно, а вот наоборот - нет. К примеру у SWIX это могут быть CH04 и CH07 - первый совсем на мороз, а второй - на среднюю и тёплую погоду.
Жидкая мазь наносится одним слоем (маленькие капли капаются в шахматном порядке, разравниваются прилагаемым шпателем-скребочком и растираются всё той же растиркой). Она даёт гораздо лучшее сцепление при плюсовых температурах и на старой, отшлифованной лыжне. Ещё она гораздо дольше не стирается. У неё всего одно противопоказание - свежий снег. Возможен подлип. На свежем снегу, а так же при низких температурах лучше использовать твёрдые мази.
Примерно то же самое, что и второй, но серию V заменяем на фторсодержащую серию VR (вдвое дороже), а универсальные клистеры - на клистеры серии KR (обычно достаточно двух - красного на плюс и сиреневого "флекси" - на "возле_нуля"). Парафины можно тоже заменить на низкофтористые, в принципе достаточно одного LF-5(-6-12C) - 3,4EURO. Фтористые мази чуть лучше скользят и меньше цепляют грязи, а при высокой влажности - меньше подлипают на свежем снегу.
Намажте более "холодной" мазью, а более тёплую вместе с растиркой возьмите с собой. Если будет отдача - домажете прямо на лыжне.
Чаще всего поларка остаётся дома, а самосбросы и лафюмка снимаются в электричке и направляются в рюкзак (и вновь одеваются на финише). Таким образом "сверху" остаётся всего тонкий одинарный слой термобелья! Тем не менее до -7-10, а при безветрии - и до -15 при крейсерской скорости в 10км/ч я чувствую себя вполне комфортно.
На фото как раз показан типичный мой вид (термобельё, капроновые штаны, поясная сумка).
При бОльших холодах бегаю в двух слоях - термобельё+поларка. Если сильный ветер - можно поменять её на лафюмку (а поларку отправить в рюкзак). И только в самый сильный мороз с ветром (-25 градусов) мне пришлось бежать во всех трёх слоях одновременно. При тёплой (-2 и теплее) погоде дома остаются ещё и самосбросы - в рюкзак отправляется только лафюмка.
Основная идея - одежда должна идеально отводить пот. В отличие от горнолыжников, основная проблема "физкультурника" - не переохлаждение а, наоборот, перегрев! Я очень часто вижу как люди бегут в тёплых куртках и даже пуховках! При этом часто видно, что спины у них мокрые насквозь! Если у Вас нет денег на технологичное синтетическое термобельё, можно взять тонкие шерстяные костюмы и капроновые ветровки. Но обязательно БЕЗ пропитки, чтобы всё "дышало". Хлопок совершенно не годится - он пропитывается потом и не выводит влагу наружу.
Шапочку на лыжне я меняю на повязку-"обруч", а варежки использую самодельные, из виндблока. Впрочем, ни то не другое совершенно не принципиально. Годится что угодно.
Если Вы решите придерживаться системы без переобувания ( о ней чуть ниже), можно вместо рюкзака приобрести поясную сумку. Она крепится на спине (на поясе) одним ремнём. Туда влезает лишь маленький термос и всякие мелочи (мази, кошелёк, запасные носки и пр.), а снятая курточка, скатанная в валик, пристёгивается снаружи специальными резинками. В результате плечи остаются свободными, без лямок, что значительно раскрепощает движения и даже увеличивает скорость.
Я уже дважды упоминал "переобувание". Его смысл - "лыжные ботинки только на лыжне", т.е. по городу до электрички идём в городских ботинках, а в поезде переобуваемся в лыжные (и потом наоборот). У этой процедуры есть по крайней мере два заметных плюса: во-первых - личный комфорт на обратной дороге (сухие тёплые ноги) и, во-вторых, - продление жизни лыжных ботинок, особенно современных (SNS/NNN). Ходят даже слухи что в них вообще нельзя ходить по асфальту - сразу умрут. Ко мне уже два раза подходили "знающие" спортсмены на троллейбусной остановке и сочувственно спрашивали - знаю ли я что гроблю свои ботинки... На другом полюсе (против переобувания) - бОльшая лёгкость, скорость и, соответственно, удовольствие непосредственно во время катания. Что же выбрать? Нам на помощь придёт элементарная логика. Для начала рассмотрим первый пункт - "мокрые ноги". Если заранее переписать расписание электричек и не приходить на холодную станцию ровно за час, то дискомфорт на обратном пути длится от силы пару часов (электричка, метро, автобус). Таким образом, если удовольствие от катания налегке длится заметно больше двух часов, этой парой часов можно и пожертвовать, захватив лишь сухие запасные носки. В электричке ими заменяем мокрые и вновь одеваем лыжные ботинки. Не совсем сухо, но уже гораздо лучше... Но вернёмся к "убиванию об асфальт". По моим личным наблюдениям лыжные ботинки SNS хорошего качества "умирают" по двум независимым причинам: непосредственно от износа на лыжне (примерно 3-5 тысяч километров по моему опыту) и "об асфальт". В последнем случае дистанция у всех примерно одинаковая (электричка-метро, метро-транспорт, остановка-подъезд), поэтому мерить будем не в километрах, а в РАЗАХ. Итак, опять же по моему опыту, если не шаркать, не прыгать, не бегать за автобусом, и (главное!) не обивать грязный снег в подъезде ударами носка об ступеньки, типичный ресурс - 50-100РАЗ. Поделив одно на другое, получаем интересную цифру - около 50 километров. Каков её смысл? Очень просто - если Ваша дневная дистанция порядка 50км или больше - ботинки раньше умрут "от старости". Если же меньше - то они умрут "об асфальт". Таким образом, анализ обоих пунктов приводит к примерно одинаковым заключениям - бегающим 20-30км имеет смысл переобуваться, бегающим 50-80 - явно не имеет, ну а 40 - по желанию :-) Речь, как Вы наверное уже поняли по словам "асфальт" и "электричка", разумеется идёт только о жителях крупных городов. У тех, у кого лыжня "под боком" таких вопросов не возникает...
К моему большому сожалению женщины меньше пользуются Интернетом, чем мужчины, а более старшие - меньше чем молодые. Однако для немногих таки читающих эту страничку женщин-"прогульщиц" хочу подчеркнуть наболевшее: обратите внимание, что ни "женского", ни "пенсионного" исключений НЕТ! Тем не менее гуляющие со скоростью 3км/ч дамочки почему-то считают что мужчины им чем-то обязаны и ни в какую не уступают дорогу. Странно, почему они не ездят на автомобилях по встречной полосе на этом же основании? Особенно возмущает такое поведение в плюсовую погоду со свежим снегом, когда малейший сход с глянцевой лыжни на целину приводит к обледенению жидкой мази и дикой потере скорости (при том что дамочкам при их черепашьей скорости лишние 10 секунд ничего не решают и клистиром они не намазаны).
По "просьбам трудящихся", которым трудно найти каталоги и разобраться в громоздких буржуйских сайтах, привожу таблицы по основным лыжам фирм Атомик и Фишер.
Ski Length | ||||||
172 | 178 | 184 | 190 | |||
Model | Skier weight (lbs) | |||||
RS:11,RS:10 | Flex | soft | 85-105 | 105-125 | 120-140 | 150-170 |
hard | 100-115 | 110-135 | 130-160 | 165+ | ||
RS:9 | 85-110 | 110-135 | 135-165 | 165+ | ||
RS:8 Skate & Combi | 87-110 | 100-135 | 130-165 | 160+ | ||
191 | 196 | 201 | 206 | |||
RC:11 | Flex | soft | 77-99 | 77-110 | 110-143 | 132-165 |
medium | 88-121 | 99-132 | 121-154 | 154-198 | ||
hard | 110-143 | 121-165 | 154-187 | 198+ | ||
RC:10,RC:9 | Flex | soft | 85-110 | 110-130 | 135-155 | 155-175 |
hard | 105-120 | 120-140 | 140-160 | 160+ | ||
RC:8 | 90-120 | 115-140 | 140-165 | 165+ | ||
185 | 195 | 205 | ||||
TX:11 Classic 47 | 95-130 | 120-150 | 155+ |
Recommended Lengths RCS | ||||
Classic | Skating | Zero | ||
> 198 lbs | > 90 kg | 202 - 207 stiff | 192 - 197 stiff | 207 soft |
176 - 196 lbs | 80 - 89 kg | 202 - 207 stiff 207 med |
192 stiff | 207 soft |
165 - 174 lbs | 75 - 79 kg | 197 stiff 202 - 207 med |
187 - 192 stiff | 202 - 207 soft |
154 - 163 lbs | 70 - 74kg | 197 stiff 202 med/ 207 soft |
187 - 192 stiff 192 med |
202 soft |
143 - 152 lbs | 65 - 69 kg | 192 - 197 med 202 - 207 soft |
187 - 192 stiff 192 med |
197 - 202 soft |
132 - 141 lbs | 60 - 64 kg | 192 - 197 med 202 soft |
182 stiff 187 - 192 med |
197 soft |
120 - 130 lbs | 55 - 59 kg | 187 med 192 -192 soft |
177 stiff 182 - 187 med |
187 - 197 soft |
110- 119 lbs | 50 - 54 kg | 187 - 197 soft | 177 stiff 177 - 182 med |
187 - 197 soft |
100 - 108 lbs | 45 - 49 kg | 177/187 - 197 soft | 172 - 177 med | 187 soft |
< 100 lbs | < 45 kg | 177/187 soft | 172 med | 187 soft |
Recommended Lengths CS/SC | |||
Classic | Skating | ||
> 198 lbs | > 90 kg | 207 | 192 |
176 - 196 lbs | 80 - 89 kg | 207 | 192 |
165 - 174 lbs | 75 - 79 kg | 202, 207 | 187 |
154 - 163 lbs | 70 - 74kg | 197, 202, 207 | 187 |
143 - 152 lbs | 65 - 69 kg | 192, 197, 202 | 182, 187 |
132 - 141 lbs | 60 - 64 kg | 187, 192, 197 | 177, 182 |
120 - 130 lbs | 55 - 59 kg | 182, 187, 192 | 177, 182 |
110- 119 lbs | 50 - 54 kg | 182, 187 | 177 |
100 - 108 lbs | 45 - 49 kg | 182, 177 | 172 |
< 100 lbs | < 45 kg | 177 | 172 |
Обсудить статью и задать автору вопросы можно на соответствующем форуме.
Бюджетное протезирование зубов в спб inexmedstom.ru/services/protezirovanie/. | Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! |
Хит-парад читателей сайта:
Разумно о фото Разумно о фото (лайт) |